ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


10 заповедей для родителей
Памятка для родителей ленивых школьников

Ни в коем случае не дайте ребенку махнуть на все рукой. Находите и используйте все возможные способы похвалить, поддержать, отметить – даже скромные успехи. И, конечно, хорошо бы найти причину трудностей и поработать над ней. Может быть, стоит перевести отчаявшегося «лентяя» в менее престижную школу, если отставание носит системный характер. Это тяжело для родительского самолюбия, зато ребенок перестанет чувствовать себя вечным неудачником. Оно того стоит.
Способным детям, как и всем остальным, важно получать подтверждение своей успешности. При этом взрослые — родители, педагоги – могут показать, что ценят не только способности, но, главное, результат какой-то работы, максимально качественный «продукт».
Постарайтесь вместе с ребенком найти интересную для него область применения способностей. Пусть даже довольно далекую от школьной программы: экология, художественное творчество, дизайн, моделирование. Помогите ему организовать успешную деятельность в этой области на той или иной площадке (познакомившись с деятельностью окрестных музеев, домов творчества, клубов, поискав в интернете сетевые проекты).
Двигаясь в этом направлении, важно регулировать уровень сложности работы: чтобы было в меру трудно, но увлекательно. И обязательно должна быть возможность предъявить результат и получить заслуженную похвалу.
Если ребенок уже заработал в классе репутацию лентяя, родители вместе с учителем могут договориться о совместной стратегии, которая позволит исправить положение. Хорошим стимулом станет, к примеру, публичное выступление, доклад на интересную для ребенка тему. «Способный, но ленивый» сумеет подготовить задания к предметной неделе, самостоятельно подобрать дополнительный материал к новой теме. А на небрежно выполненных повседневных уроках учитель пока не будет акцентировать внимание. Ребенок сначала должен почувствовать себя оцененным по достоинству, а потом можно приучать его к выполнению общепринятых обязанностей. 
Необходимо определить, почему выполнение домашнего задания превращается в столь долгий и мучительный процесс, и начать работать с причинами. В любом случае: обязательно дайте ребенку отдохнуть после школы. Однако откладывать домашнее задание до позднего вечера не стоит.
Организуйте школьнику перерывы в работе: полчаса занятий – потом обязательно нужно подвигаться, отвлечься, пошуметь.
У младших школьников, даже у самых старательных, произвольное внимание довольно неустойчиво. Попросту говоря, они легко отвлекаются – на шаги в соседней комнате, телефонный звонок, птицу за окном. Вокруг и так достаточно раздражителей, не нужно увеличивать их количество внезапными замечаниями. Если ребенок только-только сосредоточился, очень легко разрушить это состояние указаниями о том, что он забыл поставить точку, не начертил поля или сидит скособочившись. Все, что взрослый хочет сказать, действительно очень важно, но, если часто прерывать ребенка, когда он углублен в процесс чтения, письма, размышления, он так и не научится концентрировать внимание. Постараемся удержаться от лишних и несвоевременных нотаций.
Чтобы любое пустяковое задание не растягивалось до бесконечности, хорошо бы приучить ребенка структурировать свое время. Во всех уместных для этого ситуациях комментируйте вслух, сколько времени у вас может занять чистка овощей для ужина, например, или уборка в комнате. Но не просто так, а потому что «тогда мы успеем… (почитать вслух, вместе посмотреть фильм, прогуляться по любимому маршруту)».
В таком режиме и домашнее задание станет одним из дел, на которое затрачивается определенное количество времени. Хронометраж обсудите заранее: «Сколько времени ты планируешь на каждый из предметов?». Первое время школьник будет отвечать наобум, но довольно быстро научится соотносить объем задания со временем. Опыт показывает, что при постоянной практике уже к третьему классу дети это делают легко. Если ребенок не уложился в запланированное им самим время, не беда, добавим полчасика. Только это, конечно, не должно превращаться в гонку с постоянным поглядыванием на часы.
Нужно помнить о рекомендациях психологов, которые утверждают: реально ограничить что-то одно – или время, или объем работы. Можно требовать выполнения задания за неограниченное время или «сделай, сколько успеешь за час (полчаса)». Установка «выполнить определенный объем работы за фиксированное время» дурно влияет на психику.
Ребенку, если он, конечно, не медлительный по натуре во всех проявлениях, можно предложить заниматься по часу (или сколько он сам сочтет нужным, но не бесконечно долго) каждым предметом. В крайнем случае, добавлять понемногу. Не успел – пусть идет в школу с несделанными уроками, как ни ужасно это звучит. Можно ввести в обычай договор: если уроки сделаны качественно за три часа, мы успеем…
На первых порах, пока внимание направлено на темп и интенсивность работы, требования к качеству несколько снижаются – увы, всех зайцев сразу поймать не получается. Речь, конечно, не идет об откровенной халтуре. 

Разумнее всего сформулировать самое минимальное количество запретов, но уж придерживаться их во что бы то ни стало. Если в семье принято, что ребенок играет на компьютере не больше часа в день, это правило не должно нарушаться, даже если к вам пришли гости и очень хочется сплавить путающегося под ногами отпрыска в другую комнату. 
Гармония между домашней и школьной жизнью ребенка.

  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой  день день в школе?»
  • Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. 
  • Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. 
  • Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. 
  • Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
  • Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат.
  •  Помогайте ребенку выполнять домашнее задание, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказываете их.
  •  Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив .книгу,- по которой поставлен понравившийся фильм.
  •  Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
10 заповедей для родителей. (Януш Корчак)
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. He требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5 Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9 Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий