РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Типы тревожных детей
1. Невротики. Дети с соматическими проявлениями (нервные тики, заикания, энурез…). Этим детям нужна помощь не только психолога, но и невропатолога, психиатра. Им необходимо давать выговориться, не заострять их внимание на соматических проявлениях. Необходимо создавать для них ситуацию максимального комфорта, принятия, свести к минимуму травмирующие факторы. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им помогает всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.
2. Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой). Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. И обязательно давать выход их активности, даже во время урока.
3. Застенчивые. Обычно эти тихони боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, им трудно установить контакт со сверстниками. Они часто боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если в их присутствии кто-то повышает голос (даже если учитель ругается на другого ученика), случается, плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом один на один.
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны больше хвалить этих ребят, признавать за ними право на ошибку, а в случае затруднения спокойно предлагать выходы из сложной ситуации.
4. Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Проблемы в учебе могут возникать из-за отсутствия заинтересованности, из-за «невключенности» в процесс. Ведут себя эти ребята так, как будто от всех ждут подвоха. Важно найти область, которая им интересна (динозавры, компьютер…), и через обсуждение волнующей темы постепенно налаживать общение.

Признаки повышенной тревожности
1. После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.
2. Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, отказываясь от всего нового.
3. Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
4. Ребенок сильно нервничает во время контрольных работ, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения каждого задания.
6. Ребенок быстро устает, но при этом тяжело переключается на другую деятельность.
7. Если ребенку не удается сразу выполнить какое-либо задание, он вообще отказывается его выполнять.
8. Ребенок склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

Рекомендации для родителей тревожных детей
1. Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Научите его говорить о своих страхах и переживаниях, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезные выводы из пережитых неприятностей. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся вам серьезными, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение, выход, увидеть положительные стороны.
2. Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если он боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине – сделайте это вместе с ним. Таким образом, вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
3. Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть поговорит с одноклассниками по телефону. Первое время постарайтесь не оставлять выздоровевшего школьника на продленку, не перегружайте.
4. В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите справиться с проблемой вместе. Иногда достаточно просто вашего присутствия.
5. Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но выглядит неспокойным – поиграйте вместе: в солдатики, в куклы, представляя возможные трудные ситуации, обсуждая варианты развития событий. Может быть, ребенок сам что-то предложит…
6. Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – рассказывайте, что будет происходить.
7. Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ждет. Скорее, это парализует его активность.
8. Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась, но мне удалось …»
9. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы: ошибки в контрольной работе – это важный опыт; ты  теперь поймешь, что нужно повторить, на что обратить внимание.
10. Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
11. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
12. Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, позитивные мысли, размеренное пересчитывание овечек) и адекватно выражать негативные эмоции.
13. Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, то есть телесного контакта. Это важно не только для малышей, но и для подростков.
14. У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, старайтесь надеяться на лучшее, хотя бы в присутствии ребенка.

ТЕСТ "ХОРОШИЕ ЛИ ВЫ РОДИТЕЛИ?"
Можно отвечать «да», «нет», «не знаю».
1. На некоторые поступки ребенка часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об
этом.
2. Иногда пользуетесь помощью или советами других лиц, когда не знаете, как
реагировать на поведение вашего ребенка.
3. Ваши опыт и интуиция – лучшие советники в воспитании ребенка.
4. Иногда случается доверить ребенку секрет, который никому другому не рассказали
бы.
5. Вас обижает негативное мнение других людей о ребенке.
6. Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.
8. Вы замечаете различия между своим характером и характером ребенка, эти
различия иногда удивляют (радуют вас).
9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки вещи для ребенка (даже если есть деньги),
потому что знаете, что у него все необходимое есть.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для
ребенка – физическое наказание (ремень).
12. Ваш ребенок именно таков, о каком мечтали.
13. Ваш ребенок доставляет больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.
ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ
За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также «нет» на вопросы: 1, 3,
5, 7, 9, 11, 13, 15 – получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков.
Подсчитайте полученные очки.
100 – 150 очков. У вас большие способности к пониманию собственного ребенка. Ваши
взгляды и суждения – союзники в решении различных воспитательных проблем. Если
этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, терпимость, вас можно
признать примером, достойным для подражания. Для идеала не хватает одного
маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка. Ребенка ?
50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного
ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком можете разрешить, начав с
себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой ребенка. Есть
несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это
использовать. И не забывайте, что понимать – не всегда означает принимать. Не только
ребенка, но и себя тоже.
0 – 49 очков. Кажется, можно больше сочувствовать ребенку, чем вам, поскольку он не
попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге жизни. Но еще не все
потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для ребенка, попробуйте иначе.
Может быть, найдете того, кто в этом поможет. Это будет нелегко, зато в будущем
вернется благодарностью и сложившейся жизнью ребенка.
Если вы относитесь ко второй и тем более к третьей группе людей, описанных в тесте,
конфликты между вами и детьми неизбежны. Причин может быть много, но одну из них
нужно подчеркнуть особо: у вас нет никаких знаний о семейной психологии, ни о
психологии детей, нет навыков разрешения конфликтов

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
Давайте ответим на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.
1. Рождение вашего ребенка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
9. Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?
10. Вы знаете о его недугах, недоброжелателях, врагах?
11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
12. Вы знаете, кто у него любимый учитель в школе?
13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
14. Вы первым идете на примирение, разговор?
15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Если на все вопросы вы ответили «Да», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку.
А если у вас большинство «Нет», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась беда!


Комментариев нет:

Отправить комментарий